Сообщество групп трезвости Никольского храма села Ромашково существует с апреля 2011 года.
Из почти двадцатилетнего опыта работы с алкоголиками на приходе Никольского храма села Ромашково возникла концепция, имеющая эмпирические (наркология, социология малых групп) и теоретические (православная антропология и нравственное богословие) основания.
Существенными признаками групп трезвости является:
— количество членов в одной группе – не более 12 (малая социальная группа);
— цель и содержание деятельности – взаимная поддержка трезвости членов группы;
— способ обеспечения эффективности и сплоченности группы – общение в диалоге;
— открытость и добровольность участия (структурный аспект);
— общинный и воспитательно-образовательный характер деятельности (социальный аспект).
Наркологами выявлено, что алкоголиками становятся лица в составе алкогольных групп. Общение в этих группах, возникающих стихийно в городских дворах и на производстве, удовлетворяет аффилиативную потребность; алкогольная эйфория восполняет часть других личностных особенностей. Эти феномены делают алкогольную группу не только прочной, но и притягательной для новичков. Алкогольная группа, таким образом, становится основой для распространения «алкогольного опыта».
Аффилиативная потребность – понятие, относящее к природе человека. Иными словами – это социальная потребность в общении, являющаяся такой же базовой потребностью как биологические потребности в пище, одежде и т.п. Способы удовлетворения аффилиативной потребности (начиная с детства) формируют личность человека.
Очевидно, что освобождение от алкогольной зависимости и распространение опыта трезвости является оптимальным в антиалкогольной группе, объединяющей лиц с потребностью как минимум в физической трезвости.
Начальным терапевтическим средством в группе трезвости является диалог как в узком смысле слова «беседа», так и в широком смысле – «общение», в котором развиваются способности зависимой личности к правильному нравственному самоопределению.
Первой задачей сотрудничества участвующих в работе групп зависимых лиц является изменение качества жизни – трезвость физическая и полное воздержание от употребления спиртных напитков и психоактивных веществ.
Следующей и высшей задачей является изменение качества духовной жизни – утверждение в добродетели воздержания через воспитание нравственного самообладания личности или духовной трезвости – трезвения.
В группе трезвости решается первая из названных задач. В диалоге происходит принятие и созревание решения изменить качество жизни – отказаться от употребления психоактивного вещества. Этому способствует обмен опытом на уровне словесной информации – путь к трезвости каждого члена клуба уникален, но может стать для новичка примером и может быть творчески воспроизведен.
Общение предполагает обмен и невербальной информацией – групповая сплоченность трезвых личностей дает новое ощущение и чувство возможности изменить алкогольный стереотип, пробуждает желание действовать. В группе трезвости разрушаются алкогольные мифы; более полноценно, нежели в алкогольной группе, удовлетворяется аффилиативная потребность человека.
Начало работы новичка в группе трезвости, как правило, связано с усилением внутренней нравственной борьбы, поскольку возникает «столкновение» взаимоисключающих потребностей – с одной стороны, остается тяга к психоактивному веществу (алкоголю), а с другой – необходимость или потребность в воздержании (трезвости). Такой борьбы избежать невозможно, но в преодолении этого конфликта потребностей неоценима помощь как членов клуба, имеющих опыт физической трезвости, так и созависимых новичку лиц (в частности, семьи). Кроме того, поскольку группа формируется на православном приходе, то преодоление конфликта может осуществляться и через пастырское душепопечение.
Следует отметить, что семья алкоголика (если она сохранилась хотя бы формально) специфически нравственно расстроена. У членов семьи, как правило, есть проблема, которая в психологии получила название созависимость. Исправление состояния созависимости психологам не под силу, поскольку она связана с ошибками в нравственном самоопределении. Созависимые жены поддерживают алкогольный стереотип мужа, поэтому их участие в работе групп трезвости более чем желательно. Оно может предварять присоединение к группе трезвости пьющего мужа.
Решение первой задачи – достижение физической трезвости – неплохой результат и в светской системе ценностей часто считается достаточным.
С этим, однако, согласны не все. Зав. кафедрой наркологии РМАПО проф. Ю.В.Валентик в 1995 году писал, что «это – только половина пути, дальше должна проводиться работа с личностью». Он считал, что при зависимости в личности человека формируется патологическая субличность – «алкогольное Я», работа с которым и составляет вторую половину пути. С мнением Ю.В.Валентика невозможно не согласиться.
Эффективно работающая (любая по организационной форме и принадлежности) группа трезвости – это только половина пути. Действительное освобождение личности от зависимостей дает утверждение в нравственном самообладании, которого невозможно достичь без содействия благодати Божьей, потому что немощь человеческой природы силами самого человека не преодолевается.
Изучение опыта других приходских групп трезвости обнаруживает, что помощь алкоголикам может стать полноценной на основе воспитания нравственного самообладания личности, которое происходит через постепенное приобщение алкоголика к религиозным ценностям.
Требуется пояснение – нравственное самообладание человека не является «стальной» конструкцией из человеческой воли, разума и ощущения Бога «в душе». Приставка «само-» способна ввести в заблуждение. Нравственное самообладание – это состояние духа человека, в котором волевая, разумная и чувствующая силы души собраны в целостное самобытие при содействии Божественной благодати.
Вторая из указанных выше задач – воспитание трезвения – может начаться почти сразу, если новичок является церковным человеком, или через некоторое время, после вхождения трезвящегося в область благодатной соборности – церковную общину через Таинства (крещение, исповедь и другие Таинства).
Организует работу групп трезвости священник, он принимает участие в работе групп, ведущими групп являются лица, специально подготовленные в области основ православного вероучения, поэтому диалог в группе трезвости связан с катехизацией (наставлением в вере); по желанию возможны индивидуальные собеседования со священником, ставящие целью подготовку к участию в Таинствах.