ПАСТЫРСКАЯ ПОДДЕРЖКА ТРЕЗВОСТИ

ПАСТЫРСКАЯ ПОДДЕРЖКА ТРЕЗВОСТИ

 

На православном приходе пастырская поддержка трезвости в группах зависимых или отдельным зависимым лицам с Божией помощью может совершаться традиционными способами, и прежде всего, через пастырское собеседование, общую молитву на молебнах, Таинства Исповеди, Елеосвящения; при соответствующей подготовке – Таинство Причащения и даже через требы, например, освящения дома, через беседы с родственниками.

Пастырское попечение о семье должно иметь особое назначение – воцерковление семьи, которое предполагает Таинство Венчания, если его не было совершено ранее. Известны и специальные формы пастырского попечения – обет трезвости.

Душепопечение и пастырская забота о зависимом может совершаться как индивидуально, так и в группе зависимых, что может иметь как преимущества перед индивидуальным подходом, так и недостатки.

Преимущества возможны тогда, когда часть группы уже воцерковлена и через это состояние становится пособником душепопечительского служения пастыря. Кроме того некоторые способы пастырской поддержки зависимых плодотворнее проходят именно в составе группы, поскольку без первоначальной катехизации зависимых их воцерковление происходит с трудностями. Современнику трудно войти сразу в храм в одиночку. В составе группы это происходит свободнее. То же самое можно сказать и о навыке к несложной молитве, от которого уже становится более понятным и необходимость в молитве, и углубление ее.

Должно, однако, быть заботой пастыря то, что группа зависимых может обрести некую ложную самодостаточность, которая может препятствовать воцерковлению. Воздержание от хмельных напитков без движения духа человека к смирению может производить тщеславие и гордость. Таких групп трезвости немало есть и в наше время.

Первым поэтому знаком успеха пастырской попечения о зависимых наряду с воздержанием от охмеления является их смиренное состояние духа и стремление к исповеди.

Предельная откровенность в группе не может быть поощряема, например, в присутствии супруги. С одной стороны, это неполезно для семейной жизни, с другой – это противоречит христианской норме единоличной исповеди перед Богом.

Перейти к верхней панели